КСБХ-8 — катушка с которой всё начиналось

КСБХ-8
КСБХ-8

Катушка Спиннинговая Безынерционная Харьковская (КСБХ-8) появилась у меня в 1994 году и стала отправной точкой в моём увлечении спиннингом. Это был подарок на день рождения. До этого момента я практиковал различные виды ловли и спиннинг был не главным. Спиннинг мне не поддавался, потому как в арсенале были лишь инерционные катушки, ловить с которыми мне было не комфортно. Кроме того, инерционка ограничивала возможности применения лёгких приманок. Тогда я пытался ловить инерционной катушкой «Киевская» с подтормаживателем, которую мне подарил отец году этак в 1987, когда я ещё учился в школе. Катушка по диаметру шпули была соизмерима со знаменитой Невской катушкой, а потому имела огромную инерцию и, даже несмотря на наличие подтормаживателя, требовала определённого навыка при забросе.

КСБХ-8
КСБХ-8

Ловить как следует спиннингом с инерционной катушкой у меня не получалось, но интерес к спиннингу не пропадал. И вот, когда я уже был студентом, произошел поворотный момент в моей рыболовной жизни. У меня появилась КСБХ-8. Я сам выбирал себе подарок, поэтому выбор был осознанный. Предварительно я проштудировал все журналы о рыбалке, которые выписывал отец. Видел много лестных отзывов о безынерционной катушки Орион-001, но тогда она стоила баснословных денег, а годы были девяностые. Учитывая цену, все звёзды сходились на выборе КСБХ-8. Поначитавшись рыболовной периодиик, я решил — что мне нужна безынерционная катушка с открытой шпулей, так как ничего не будет мешать слёту лески со шпули. Кроме того, КСБХ-8 имела шикарную комплектацию — две запасных шпули и запасной ролик лесоукладывателя. Шпульки были быстросъёмные, снимались нажатием кнопки — поэтому лёгким движением руки брюки превращались шпули менялись за секунды. Задний фрикцион я тоже рассматривал — как «плюс», потому как считал — что передний фрикцион во время вываживания регулировать будет невозможно. Кроме того, задний фрикцион позволял сделать шпули быстросъёмными.

быстросъёмная шпуля
быстросъёмная шпуля

Кроме того, у катушки КСБХ-8 ручка переставлялась на обе стороны. Поэтому этой катушкой могли с комфортом пользоваться и правши и левши. Я, хоть и левша, но переученный, посему мне вроде бы такое преимущество ни к чему, но сам факт — что твоя катушка будет настолько продвинутой греет душу.

Безынерционная катушка КСБХ-8
Безынерционная катушка КСБХ-8

Покупал я катушку в магазине «Динамо», который располагался на площади Розы Люксембург в Харькове. Это был самый известный на весь город спортивный магазин, в котором, среди прочих спортивных товаров, был шикарный рыболовный отдел. Я частенько захаживал в этот магазин и был хорошо знаком с его ассортиментом.

Какое это было счастье — получить свою первую безынерционную катушку. По приезду домой, я не выдержал, позвал друга, живущего по соседству на лестничной площадке, намотал леску, взял лёгких грузиков и мы с ним двинулись на стадион моей родной школы, в которой я когда-то учился. Там я собрал снасть и стал делать пробные забросы. Перед этим я основательно изучил теорию — как бросать с безынерционкой. На удивление всё оказалось очень просто. И я был просто поражён новыми возможностями, которые давала мне КСБХ-8 — я ставил грузик всё легче и легче, а они всё летели, даже несмотря на толстую леску диаметром 0,4 мм, которую я намотал на шпулю катушки, в расчете на крупного хищника. Да и спиннинг у меня был грубоватый — Ленинградский алюминиевый двухчастник, соединение колен которого фиксировалось накидной гайкой. Этот спиннинг в 1987 году мне подарил отец вместе с инерционной катушкой.

КСБХ-8 Паспорт
КСБХ-8 Паспорт

После сессии наступили каникулы и у меня появилась возможность испробовать новую снасть на рыбалке. Ловить катушкой было — одно удовольствие. А тут ещё и дедушка с бабушкой окончательно избаловали именинника, подарив мне несколько вращающихся блёсен. Это были вертушки прибалтийского кооператива «Салмо», который не имел никакого отношения к нынешней ТМ с аналогичным названием. Блёсны эти назывались MA и MAL, так как были копиями французских Mepps Aglia и Mepps Aglia Long. Номерная размерность вертушек составляла от 1 до 3. Самая крупная весила около 10 грамм, а самая мелкая не дотягивала и до трёх.

блесна Salmo MAL1
блесна Salmo MAL1

Естественно, ловить этими вертушками с помощью инерционной катушки не было никакой возможности — их бы просто не получилось забросить. У меня же при помощи безынерционной катушки КСБХ-8 вертушки летели на приличное расстояние, учитывая что к тому времени я ещё и леску поменял на более тонкую — диаметром 0,25 мм. На первой же рыбалке с безынерционкой и новыми вертушками я стал осознанно и не случайно ловить рыбу на спиннинг — впервые в своей рыболовной практике. Помню — это было на затоне, ловил я с баржи, таскал одного за другим окуней и гордо собирал на себе удивлённые взгляды окружающих поплавочников, которые явно не привыкли видеть такое изобилие поклёвок и рыбы у спиннингистов, которые тогда все как один ловили инерционками. По крайней мере, я в то время безынерционной катушки не видел ни у кого из местных рыболовов.

катушки КСБХ-8
катушки КСБХ-8

Тем же летом мне удалось поймать приличную щуку, которую даже прибежали взвешивать со своими весами соседи, когда я принёс её домой. А на берегу моё вываживание произвело неизгладимое впечатление на окружающих рыболовов. После этого меня стали узнавать, здороваться — можно сказать, что я стал местной знаменитостью. И это было чертовски приятно. И всё — благодаря КСБХ-8. После этого, естественно, ни о каких других видах рыбалки уже и речи не было. Долгое время я ловил только на спиннинг. И надо сказать — весьма успешно, учитывая гораздо меньший прессинг, чем в нынешнее время. И рыбаков было меньше, и снасти у них попроще, да и средства доставки на водоём были не у каждого.

Характеристики КСБХ-8
Характеристики КСБХ-8

В отпуске мой двухчастный спиннинг заклинило, поэтому по приезде домой, я вырезал себе короткий прут из орешника, высушил его, примотал тюльпан из алюминиевой проволоки и так ловил. Дома у меня был короткий вариант — для поездок на транспорте. А в Эсхаре постоянно находился более длинный удильник, тоже из орешника. С такой снастью я ловил много рыбы. Помню — как сосед рассказывал моему деду, который жил в Эсхаре, — пошел, мол, твой внук на рыбалку с дрыном (имеется в виду ореховый прут), но с рыбалки пришел со щуками 🙂 Уже здесь в Эсхаре я как следует освоил и колебалки.

Первый же двухчастный углепластиковый спиннинг — Shakespeare Synergy SP 2966-2M появился у меня только в 1998 году, но это уже совсем другая история.

А пока предлагаю подробнее ознакомиться с безынерционной катушкой КСБХ-8. Судя по названию Катушка Спиннинговая Безынерционная Харьковская — выпускалась катушка в родном городе Харьков.

КСБХ-8 страницы паспорта
КСБХ-8 страницы паспорта
КСБХ-8 страницы паспорта
КСБХ-8 страницы паспорта

Производил катушку завод КИП (контрольно измерительных приборов), который находился по адресу ул. Шевченко, 317. Выпуск катушек КСБХ-8 на заводе КИП начался в 1991 году по лицензии. Патент на производство катушек продали японцы, а праобразом стала Ryobi RSX2, с которой начинал свой путь в спиннинге Артём Деревянко: http://spinning.kharkov.ua/mesta/psel/

Ryobi RSX2 - праобраз КСБХ-8
Ryobi RSX2 — праобраз КСБХ-8

Аналогичная катушка, по тому же японскому патенту, производилась и в Белоруссии под названием «Форель 001».

Судя по паспортным данным, японская Ryobi RSX2 была гораздо тяжелее и крупнее по габаритам, чем КСБХ-8.

Ryobi RSX2 документация
Ryobi RSX2 документация

КСБХ-8 стала восьмой моделью катушки, выпущенной на заводе КИП и первой безынерционкой с открытой шпулей. Выпускавшаяся до этого КСБХ-7 имела полузакрытую шпулю. Катушки: КСБХ, КСБХ-2, КСБХ-3, КСБХ-4, КСБХ-5, КСБХ-6 были закрытого типа. Причем выпуск КСБХ-7 начался ещё в 70-х годах, а КСБХ-6 выпускалась с 1972 года. Т.е. с момента появления КСБХ-7 до начала выпуска катушки КСБХ-8 прошло довольно много времени.

КСБХ-8 - комплектация катушки
КСБХ-8 — комплектация катушки

Как я уже писал, катушка имела шикарную комплектацию. Мой первый экземпляр был упакован в пластиковую коробочку, чем не могут похвастаться даже современные катушки. Потом, правда, когда я покупал второй экземпляр, на пластиковых коробках стали экономить и катушка шла уже в обычной картонной коробке. Кроме того, просматривая информацию по КСБХ-8 я с удивлением наткнулся на экземпляры с металлическим бортиком шпули. Все мои шпули изначально были пластиковыми. Видимо к 1993 году, когда моя катушка была выпущена, стали экономить и на насадном бортике шпули. Но всё это тогда было не важно — я понятия не имел о преимуществах металлического бортика, да и ловил только монолесками, причем довольно толстыми.

КСБХ-8 с металлическим бортиком на шпуле
КСБХ-8 с металлическим бортиком на шпуле

Когда я ловил катушкой, то об обслуживании даже не задумывался. Разобрать катушку — у меня появился интерес лишь несколько лет назад. И вот, что по этому поводу я писал в 2018 году на страницах форума: http://www.spinning.kharkov.ua/phpbb/viewtopic.php?p=829909#p829909

Разобрал я сегодня одну из своих катушек КСБХ-8 и выяснилось — что конструкция у этих катушек была не такая уж и отсталая.

Для снятия штифта на штоке пришлось задействовать мультовый инструмент Hengehog Studio — настолько металл прикипел за долгие годы. Хотя вынимать штифт и снимать ротор не требуется для открытия крышки корпуса — всё продумано.

Снятие штифта на штоке
Снятие штифта на штоке

Размеру шестерни катушки КСБХ-8 позавидуют даже крупноразмерные Твины и Сертейты. При этом весит катушка, согласно паспорту, не более 270 грамм.

Диаметр ведушего колеса КСБХ-8
Диаметр ведушего колеса КСБХ-8

И посмотрите — сколько шайб задействовано для фрикциона. Шайбы чередуются — пластик-металл. Но регулировка фрикциона ограничена одним оборотом, возможна подстройка в любую сторону, но регулировочный диапазон неширокий.

Схема КСБХ-8
Схема КСБХ-8

На корпусе, под ротором есть толкатель, но он не закрывает дужку при вращении рукояти, а только пытается :)
Ротор не отбалансирован, но всё-же конструкторы постарались снизить его вес — он весь перфорированный.

Ротор катушки КСБХ-8
Ротор катушки КСБХ-8

И никаких саморезов — дебелые винты с гнёздами в металлическом корпусе.
Каждую часть катушки можно открыть и обслужить не разбирая другие.

Качество изготовления отдельных деталей сильно отличалось. Литьё корпуса было очень качественным. Крышка корпуса изнутри была покрыта красной эмалью. Основная часть корпуса с лапкой изнутри имела такое покрытие, как и наружная часть корпуса.

Половинки корпуса катушки КСБХ-8
Половинки корпуса катушки КСБХ-8

При ближайшем рассмотрении, в месте посадочных гнёзд для оси ведущего колеса главной пары можно увидеть запрессованные втулки из желтого сплава. Скорее всего, эти втулки были установлены в форму ещё до отливки корпуса.

Толстый слой эмали, покрывающей корпус и запрессованные при отливке втулки.
Толстый слой эмали, покрывающей корпус и запрессованные при отливке втулки.

Исполнение штока тоже было на высоком уровне.

Шток катушки КСБХ-8
Шток катушки КСБХ-8

Ведомая шестерня из бронзы — это вообще шедевр инженерной и конструкторской мысли.

Ведомая шестерня из бронзы отличалась оригинальной конструкцией
Ведомая шестерня из бронзы отличалась оригинальной конструкцией
Ведомая шестерня - десятизаходная
Ведомая шестерня — десятизаходная

Ведомая шестерня имела 10 заходов, а ведущее колесо — 34 зуба. Соответственно, передаточное отношение катушки было 1:3,4. Катушка была чрезвычайно медленной по современным понятиям. При этом под нагрузкой низкое передаточное число не спасало от тугого хода, на крупной рыбе катушка буквально останавливалась. Мне приходилось либо пятиться назад, зажимая ротор катушки, либо неосознанно применять приёмы выкачивания, так как с понятием «выкачивания» я тогда ещё был не знаком.

А вот ведущее колесо качеством не отличалось — по периметру виден облой, оставленный после отливки. Отливка грубая и некачественная — в некоторых местах видны трещины. К счастью, даже при таком качестве изготовления ведущего колеса главной пары, зубья шестерни и храповика с обратной стороны оказались чудесным образом не задеты браком и катушка проработала у меня долгие годы.

Качество изготовления ведущего колеса главной пары было низким. Виден облой и трещины в литье.
Качество изготовления ведущего колеса главной пары было низким. Виден облой и трещины в литье.
Ведущее колесо со стороны храповика
Ведущее колесо со стороны храповика

Тем не менее, если поработать над роликом и ротором — могла бы получится весьма неплохая катушка, вполне функциональная и сегодня. А я с ней отловил почти 10 лет в 90-ые годы.

Ротор был сильно разбалансирован — при вращении катушка буквально прыгала в руках и проводка, скорей всего, была дёрганая.
Мои эксперименты с балансировочными грузиками позволили отбалансировать ротор с точностью до грамма, по субъективным ощущениям. С такой балансировкой можно даже половить, не испытывая прежнего дискомфорта. С современными катушками ход, конечно, не сравнить. Но не стоит требовать от катушки, разработанной 40 лет назад сверхъестественного.

Балансировка ротора КСБХ-8
Балансировка ротора КСБХ-8

Лучшее место расположения балансировочного грузика — с наружной стороны одного из рогов-креплений дужки лесоукладывателя. С внутренней стороны грузик не закрепить — расстояние до шпули слишком маленькое. А внутри чашки ротора груз пришлось бы ставить вдвое больше, что уже заметно сказалось бы на массе катушки. К слову, масса катушки, как и заявлено в паспортных данных, не превышает 270 грамм. Вес моего экземпляра составляет около 254 грамм. Что весьма неплохо, даже по современным меркам.

Масса катушки КСБХ-8
Масса катушки КСБХ-8

Ротор тоже не тяжелый — его масса в сборе составляет 49 грамм, что тоже весьма неплохо.

Масса ротора в сборе
Масса ротора в сборе

Ротор без дужки и узла ролика лесоукладывателя совсем лёгкий и весит всего-лишь 34 грамма. И это несмотря на изрядную толщину металла, которую не встретишь в современных моделях.

Масса ротора без дужки и ролика
Масса ротора без дужки и ролика

Шпуля тоже очень лёгкая — весит всего 23 грамма. Она из пластика и в ней нет фрикциона, так как катушка заднефрикционная. Но размер у неё вполне нормальный. В частности, диаметр соответствует честному 2500, по современной классификации.

Масса шпули КСБХ-8
Масса шпули КСБХ-8
Диаметр шпули КСБХ-8
Диаметр шпули КСБХ-8

Ролик лесоукладывателя не крутился, но за годы эксплуатации он только немного пропилился монолеской. Запасной ролик я не ставил. Но за неимением лучшего я этого не осознавал, поэтому спустя некоторое время купил аналогичную катушку и отцу. И только после того, как в 1999 году половил на рыбалке с ночевкой катушкой моего друга, который приобрёл её наобум на рынке, я понял — что время КСБХ-8 безвозвратно ушло и пора обновить арсенал.

И, таки, обновил — но поначалу на ещё более старую катушку «Дельфин-8», производство которой, судя по дате подписания в печать паспорта, началось ещё в 1979 году на Киевском заводе «Электроприбор». Тем не менее, в продаже эти катушки можно было встретить даже в конце 90-х.

Дельфин-8
Дельфин-8
Катушка Дельфин-8. Паспорт
Катушка Дельфин-8. Паспорт
Безынерционная катушка Дельфин-8
Безынерционная катушка Дельфин-8

Самое интересное, что ещё в 2000-ом году Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского выпускал катушку ИЛКА-1 (фигурирует также название Илка-спорт 1). Которая как две капли воды похожа на КСБХ-8 и японскую Ryobi RSX2. Причем по габаритам скорее напоминает вторую. Однако, выпуск этих катушек начался ещё в 1990 году (Судя по времени появления, как и КСБХ-8 в 1991 году, праобразом её послужила всё-таки японская Риоби по тому же патенту). Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского — это достаточно известный производитель всякого рода рыболовных товаров, хотя входит в ВПК и специализируется на разработке, производстве и ремонте специальной гироскопической и навигационной техники.

ИЛКА-спорт 1
ИЛКА-спорт 1

Следует отметить, что вообще многие предприятия навигационных и радиолокационных систем СССР были ориентированы на выпуск «побочной» продукции — рыболовных катушек. Дело в том, что кинематические требования по качеству у радиолокаторов и рыболовных катушек одни и те же — легкость материалов и качественные узлы вращения. Владелец катушек ИЛКА-1 писал, что прототипом является вовсе не Риоби, а катушка Кардинал. Только упоминает он фирму под названием Кардинал, но скорее всего это Абу Гарсиа. При этом владелец жалуется на качество изготовления, а также на несоответствие комплектации паспортным данным. При этом удивляется тому, что эти катушки продержались на конвейере минимум 10 лет. Но свои катушки купил с перерывом в 4 года — в 1996 и 2000 годах 🙂

После КСБХ-8, следующей моей катушкой стала Okuma RD8-3i, которая обладала похожей компоновкой, более лёгким ходом и сбалансированным ротором. Кроме того, её ролик уже вращался. Но столько эмоций, как изделие завода КИП, она мне не принесла. И опыт применения Окумы совместно со шнурами оказался неудачным — она безбожно кидала петли. Поэтому я всё чаще стал подумывать о замене. И в поисках совершенства купился на распиаренную Banax Si 750, которая отлично работала со шнурами и была надёжна как трактор, но и в работе ощущалась также.

Okuma RD и Banax Si 750
Okuma RD и Banax Si 750
Banax Si750
Banax Si750

А в дальнейших поисках наткнулся сначала на Team Daiwa Z-C, а затем ещё на Кенкрафтовскую Ryobi Excia, которая и стала новой, не менее значимой вехой в моей рыболовной практике как и КСБХ.

Эволюция катушек Daiwa
Эволюция катушек Daiwa
KEN Craft Excia
KEN Craft Excia

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но это уже совсем другая история: http://spinning.kharkov.ua/snasti/ryobi-ken-craft-excia/.

Rioby Excia в разобранном виде
Rioby Excia в разобранном виде

3 thoughts on “КСБХ-8 — катушка с которой всё начиналось

  1. Уведомление: Ryobi (KEN Craft) Excia

Comments are closed.