Рыбацкие байки или рыбалка на реке Псёл

Начну свой рассказ с того, что именно с р. Псел связано начало моего увлечения спиннингом. До этого я ловил лишь на прудах карася и карпа и время от времени «купал» старые еще отцовские «колебалки» телескопическим спиннингом «Daiwa» и катушкой «Ryobi». Это были предметы моей гордости (ведь это был, наверное 1988-91 годд а мне было лишь лет 10!). До сих пор эти снасти хранятся в шкафу, и иногда выезжают на рыбалку в качестве закидушек. Мне даже удалось вытащить на эту палку двухкилограммового сомика на яме пару лет назад.
После начала 90х мы перестали выезжать на рыбалку и время от времени я тешил себя собирая спиннинг в комнате и забрасывая в коридор привязанный на леску груз (разбил две люстры).
Следующий этап становления меня, как рыбака-спиннингиста наступил уже в институте. Именно в это время я в первый раз попал на Псел. Мы с моим другом-одногруппником выехали к нему на дачу, которая находилась и до сих пор находится в небольшом хуторе в Полтавской области — Щеголивщине, а вся местность как то традиционно называется по названию другого, соседнего, хутора — Хатки.

В поисках приключений. Артём Деревянко и Женя Егоров.

Подготовка к этой поездке началась задолго до нее. Я ходил и покупал колебалки, и вертушки, леску и даже купил новую катушку, ничего не понимая и почти ни чего не зная о спиннинговых снастях…
В тех местах, куда мы ежегодно стараемся выбраться, природа необычайной красоты: хутор стоит на высоком холме, с которого видно уходящие в даль реку, луга с пойменными озерами, грибные леса и белеющую маковку Сорочинского собора 18 века.

Вид с холма

Река быстрая с многочисленными поворотами с омутами и отмелями. Дно почти везде песчаное, а вода кристально прозрачная.

Тихий поворот

Очень много упавших или нависающих над водой деревьев, под которыми видны тени голавлей, которые вылетают из своих укрытий на упавших насекомых, либо веточки, которыми мы их выманиваем, бросая в воду, чтобы поближе познакомиться с обитателями притопленных коряг.

Красивое место

Много ручейков в местах, впадения которых в Псёл образовались мелкие лягушатники со свежей водной растительностью, в которой резвится многочисленная молодь разных рыб, иногда разбегаясь в разные стороны от заплывшего туда окунька или щучки. Очень часто возле таких мест мне удавалось взять и достаточно крупную щуку. Посреди реки в местах ее расширения сильно бьет жерех, заставляя цеплять тяжелые блесны и безуспешно бросать их в желанную сторону, но……жереха мне еще ловить не довелось, я его даже еще и ни разу не видел на берегу. Обычно мы попадаем в те места в сентябре, это в основном было и связано с работой нашего института у нас на кафедре сентябрь — это каникулы. Самым замечательным в это время является почти полное отсутствие людей — ты можешь целый день не встретить ни одного человека на берегу реки, хотя прошел несколько километров. Хотя это является и проблемой этого участка реки — местные часто, пользуясь дикостью мест, промышляют электроудочкой. И сделать с этим почти ничего нельзя…

Но не будем о грустном. В первую поездку на Псёл я поймал свою первую щуку.

Удача

Эмоций было море. Причем хозяин дачи, мой друг и единомышленник Женя, который с детства ездил в эти места, и уже к тому времени ловил и щук и голавлей, не говоря уже об окуньках, прошел чуть вперед и поймал щуку, когда он ее вытащил я подошел к нему и просто сделал заброс, даже не задумываясь, достаточно быстро стал подтягивать белую колебалку к берегу. Скорость подмотки была такой что тяжелая блесна шла почти по поверхности воды, и я помню, что увидел раскрытую щучью пасть в момент хватки… Вытащив двух зубастых мы довольные пошли домой ужинать.

С уловом

Больше в эту поездку мне удача не улыбнулась, постоянно менялась погода. Но ежедневно, как на работу я ходил бросать спиннинг болящими от крепатуры руками. Следующая поездка в те места случилась только на следующий год. Опять предвкушение, опять подготовка, опять достаточно далекая поездка и опять уже знакомый завораживающий вид с холма. Перед поездкой друг моего отца подарил мне несколько силиконовых рыбок на груз — головках и они определили всю стратегию этой рыбалки. Первую щуку я поймал на прошлогоднюю белую колебалку, и был уверен, что это моя лучшая блесна но на второй день я занимался лишь тем, что купал ее безрезультатно в реке. Как правильно работать силиконовой рыбкой, я, честно говоря, не знал, и в принципе не знаю до сих пор, но то, что как только я привязал ее и на простой равномерной проводке уже почти в сумерках я вытащил щуку я влюбился в этот кусок силикона, хотя на следующей поездке я даже не доставал эти приманки хотя планомерно покупал и складывал в коробки новых твистеров и виброхвостов. В эту поездку я поверил что рыба ловится нужно только ее уговорить пойматься.

На старом мосту

Щуки вылетали и из-под коряг, из прибрежной травы, и глубоких ям. В общем, было интересно, а главное познавательно.

Как это было

Целую неделю мы прожили на Псле, и целую неделю мы провели на берегу. Просыпаясь с первыми лучами солнца, изо дня в день отправляясь на рыбалку.

Вставай, Женя. Пора на рыбалку.
Проводка

Следующий этап моих рыбалок в этих местах связан с подарком, который мне подарил все тот же Женя — он подарил мне первого ВОБЛЕРА. Зная мою любовь ко всяким штукам и вообще не веря, что на эту дорогую безделушку можно, что либо, поймать Женя выбрал в магазине RAPALA Husky jerk и как я понимаю, до сих пор хочет найти себе такой же. Не знаю почему, но я до сих пор на рыбалках пользуюсь только воблерами. Наверное мне очень понравился этот вариант спиннинга.

Полдень

Пропустим несколько лет потому, что мы то не имели возможности выехать, то выезды были слишком короткими и почти ни чем не примечательными.

Итак сентябрь 2005 год. Мы уже вчетвером собрались поехать на Псёл. В этой поездке участвовали Женя, Я (Артём), Вадим и Глеб.

После рыбалки

Стояла невыносимая жара. Постоянно хотелось спрятаться в тень. Тем летом я купил новые бродни и целыми днями ходил в воде.

Именно так я люблю рыбачить

Выбирая перспективные места бросал спиннинг. И где то в 2 р.m. увидел за небольшим отдельно стоящим кустиком камыша бурун ниже по течению метрах в 20 от меня. Перебросив этот камыш, я медленно стал проводить воблер как можно ближе к укрытию и в какой то момент почувствовал как провис шнур… Есть. Я открыл счет этой поездки. В этот день ни у кого из нас больше ни чего не было. Авантюрой следующего дня стала поездка к Шишакской дамбе.

Дамба в с. Шишаки

Мы надеялись на сомика. Готовились пол дня: Копали червей, вязали крючки, мариновали мясо, собирали провизию. Показалось, что мало червей поехали на фермы. Там червей на удивление тоже много не нашли, зато в преющем навозе накопали штук 30 медведок.

А что сделать

Сомика мы так и не дождались, зато провели чудесную ночь на берегу.

Яблоки, запеченые с сахаром в костре

В последний вечер лидером по пойманным трофеям стал наш хозяин Женя. Он взял две щуки большая из которых была более 1,5 килограмм, Вадим и Глеб взяли окуней, причем на большие цветные колебалки. В ночь ребята уехали, а мы остались до утра. Хотелось еще попасть на зорьку…

От утра мы получили массу впечатлений хотя рыбы и не было.

Восход на Псле

Чудесный рассвет, луга затянутые паутиной.

Утро

Огромные осины подточенные бобрами.

Тут были бобры

И замечательная речка Грунь-тяшань, которую я запомнил навсегда. Благодаря двум бродовым переходам. Причем сапоги были только у Жени, а я пошел в ботинках…

Тихая речушка Грунь-тяшань

Речка Грунь-тяшань — это небольшой ручеек впадающий в Псел ее ширина не превышает двух — трех метров и очень часто глубина максимум по колено, но дно сильно заилено. Женя перешел и сказал, что сможет меня перенести…

Как я подмочил репутацию

Но дно было сильно заилено, и так, я оказался в мокрых ботинках на той стороне. Но это пол дела. Был еще и обратный переход, и мне опять пришлось нагревать теплом своего тела воду, которая хлюпала между пальцами.

Поездка 2006 года состояла из двух заездов. Первый в августе с любимыми. И второй в конце сентября настоящий мужской.
И так первый выезд. Из Харькова выехали достаточно поздно, ехать пришлось против солнца, что немножко раздражало. Но когда до места осталось километров тридцать на горизонте появилась тонкая тучка непонятного цвета. Затем она увеличилась, но явно проходила стороной. Были на месте около 7 небо начало затягивать, но успели подготовить дом, поужинать около 23 начали готовится спать, к тому времени начал накрапывать дождь, но мы были уже в тепле, под крышей…
Скоро наступила тишина, нарушаемая спокойным сопением, как вдруг сильнейший порыв ветра выбивает в доме окно. Все подскочили, на улице дождь, буря, по всему двору бегают зеленые огоньки, мы в шоке… крыша съехала? Или что? Или… Оказывается смотрели через окна веранды, а там вставлены цветные витражные стекла, а по двору просто раздуло уже как нам показалось потухший мангал. Закрыли ставни, убрали разбитые стекла и дальше спать. А сутра на рыбалку…
Встали, на улице было уже серо, и вроде бы, чистое небо буря чуть-чуть разрушила навес над колодцем и так по мелочам. Собрались и пошли…
Когда вышли со двора увидели что с огромной скоростью от горизонта накручивает, что то страшное бело-коричневого цвета.

Буря

Но мы решили надо идти.

Сейчас что-то будет

Когда остановились на холме, переглянулись все то, что мы наблюдали раньше, уже было практически над нами.

Буря всё ближе и ближе

Было видно как приближается стена дождя и молнии, которые били куда то в землю. Спиннинги разложены, вспомнились предупреждающие надписи «Warning! Do not use in thunderstorm…» сложили палки, успели спуститься к реке где нас и застал ливень. Спрятались под плащами, переждали дождь. Буря закончилась так же быстро как и началась. По реке плыли сломанные ветки и даже деревья. Искупав снасти, без результата пошли домой.

Погода нормализировалась на следующий день поехали на пляж уложили девушек загорать, а сами в воду. Через час безрезультатных попыток бросив воблера под кусты стал выбирать слабину шнура и проводить приманку под кустами по течению. Опять резко провис шнур, резко подсек и вывел щуку. Покусилась на «Jaxon» Little. Воблер сидел глубоко в глотке, зажим оставил рядом с любимой в рюкзаке. Пошел доставать воблера, по дороге встретил дачника ему было очень интересно на что взяла, но воблера не было отчетливо видно. На пляже сделали несколько снимков.

Это ещё не всё

Я начал вытаскивать воблера, мне усиленно помогал интересующийся дачник. В какой то момент он решил, что сможет достать его руками быстрее чем зажимом, и полез пальцами в глотку рыбе… щука была еще живой и не потерпела такого обращения и через мгновение у меня на крючке уже было два трофея: щука до 1,5 кг. и мужик ну я думаю кило так под 75. Шутки — шутками но мы вместе с трофеем ехали в с. Шишаки там есть районная неотложка. Все остались живы, не повезло лишь щуке и воблеру. Щука была усыплена, когда отстегивали воблер от шнура, а воблер потерял один из крючков на тройнике — умелые руки хирурга. Затем одним утром взял двух голавлей.

Мой первый голавль

И непонятно откуда взявшуюся полуторакилограммовую щуку. Взяла почти под ногами, выскочила из коряги возле которой я пол утра топтался в броднях.

На неё я чуть не наступил

За это утро мы принесли в жертву реке воблеров так семь на двоих.

150 грн. за утро на двоих...
150 грн. за утро на двоих…

Осенний выезд запомнился мне больше всего. Уже только по пути туда набрали пару кульков грибов. В первый же вечер за пол часа рыбалки у Жени взял где то 300 граммовый окунь, чудесная погода, тихие вечера звездные ночи.

Закат

Следующий день решили покататься поискать интересные места.

А вдруг...
А вдруг…
Женя

Мотались на Ниве так что дорога нас почти не волновала. Переезжали с места на место, взяли несколько окуней потом по новому бетонному мосту переехали на другую сторону и оказалось, что поступили правильно. Уже когда начало темнеть нашел интересную заросшую заводь, за которой виднелся участок берега с редкими возвышающимися над водой фиолетовыми цветами. Наверное на третьем забросе, опять бросал стоя по спину в воде и тянул по течению, слегка провис шнур автоматически сделал подсечку и продолжил проводку уже подвел воблера метров на пять, как от начал менять направление и бороться. Крупная щука вышла на поверхность и открыла пасть, уже темнело но я увидел, что мой все тот же «Jaxon» Little зацепил зубастую задним тройником за нижнюю челюсть…я в шоке…сейчас она сделает свечку и прощай…но обошлось. Держа ее в натяжении не давая управлять процессом вываживания выхожу из воды и когда она попыталась очередной раз поплясать используя ее разгон через левую сторону выбросил ее на берег…………Фух!

Мой трофей

Щука потянула, где-то до 63 см. и на старом безмене показала 2кг. 300г. поездка уже удалась.

Именно она...
Именно она…
Зубастая
Очень доволен

Но на следующий день на лугу подошел к небольшому пойменному озеру. Глубина которого не превышала и полуметра. У берега сновали толпы мелочи и я не знаю кто заставил меня сделать заброс и провести воблер над травой, просто не знаю. Но за ним выскочил небольшой щуренок увидев меня остановился и шмыгнул в кусты. Позвонил Жене и когда он только подошел у меня сильный удар. Море брызгов, и полукилограммовая щучка на берегу. Подумали, что такой водоем все равно должен зимой полностью промерзнуть решили продолжать — итог 8 калиброванных щук, за каких то пол часа.

Улов на пойменном озере

На следующий день нужно было уезжать обратно в Харьков. Сутра побросали лениво спиннинги, набрали пару коробок грибов и уехали домой…

Сегодня уже середина лета и мы собираемся продолжить эту серию рыбалок на Псле. Отчеты о которых я надеюсь обязательно будут опубликованы на форуме…

Тихий вечер. Любимая речка.