Ryobi (KEN Craft) Excia — полный обзор

Катушки Excia изначально выпускались японским концерном KEN Craft. Для многих спиннингистов Эксия стала знаковой катушкой. Как спиннингист со стажем, который наблюдал за всеми революционными изменениями в развитии рыболовных снастей и методов ловли, происходившими в нулевых годах, я просто не вправе обойти вниманием Ryobi (KEN Craft) Excia. Тем более, что она сыграла существенную роль в моём увлечении ловлей на спиннинг и стала событием, не менее знаковым, чем появление в моём арсенале первой безынерционной катушки КСБХ-8: http://spinning.kharkov.ua/snasti/ksbh-8-reel/

Моя первая Эксия
Моя первая Эксия

В начале 2000-х годов моё внимание привлекали две катушки — дорогущая Дайвовская Зэтка и не менее недоступная KEN Craft Excia, выпускавшаяся тогда промышленным концерном Kenkraft.

История концерна KEN Сraft
История концерна KEN Сraft

Немного предыстории…

KEN Craft international inc., компания японских кровей, теперь уже прекратившая существование и просуществовавшая совсем недолго — с 1994 года. Производство KEN Craft было размещено в Японии, Южной Корее и Тайланде. Затем компания была поглощена концерном JOHSHUYA CO., LTD. В тот момент в концерн уже входили такие известные рыболовные производители, как SZM, GETT, а позже к нему присоединилась и рыболовное отделение RYOBI. Так под крылом концерна JOHSHUYA CO., LTD. и просуществовала торговая марка Ken Craft до 2009 года.
Изначально, KEN Craft занималась изготовлением одежды для рыбаков и высококлассных удилищ специально для японского рынка. Фабрика по роизводству удилищ Ken Craft располагалась в Южной Корее, топовые модели изготавливались в Японии. Своего катушечного производства в девяностые у KEN Craft не было и катушки для неё разрабатывались и производились компанией Ryobi (Tournament D Spiker, IXORNE, Mgnous EX), основанной гораздо раньше — ещё в 1943 году.
Мультипликаторная катушка Ken Craft
Мультипликаторная катушка Ken Craft
В Японии, на рынке рыболовных катушек Ryobi заявила о себе в конце 70-х с выпуском первой катушки «Dynaflight». Конструкция катушек оказалась настолько удачной, что стала образцом для создания аналогов под самыми разными брендами. В 90-х годах крупная корпорация, перестала уделять внимание рыболовному подразделению и катушки под маркой Ryobi исчезли из продаж. В 2000-м году Ryobi продала свое подразделение которое занимается рыболовными снастями компании Johshuya Co., Ltd, которая возобновила выпуск катушек для японского рынка. Johshuya Co., Ltd, в свою очередь входит в состав «Johshuya Group», которая вместе с некоторыми другими фирмами, такими как WEIHAI RYOBI INT’L, образуют концерн KEN International.
Катушка KenCraft
Катушка KenCraft
В 2000 году компания Johshuya, которая обладала крупнейшей японской производственной линией рыболовного снаряжения, приобрела право собственности на продукт Ryobi рыболовного сектора и Риоби заместила сегмент производства Ken Craft. Таким образом, в начале XXI века компания Ken Craft представила спиннинговые катушки уже собственной разработки и производства (EXCIA, Zester). Про эти катушки до сих пор знает почти каждый рыболов, из наших соотечественников. EXCIA в дальнейшем была широко растиражирована Johshuya Co., Ltd под разными брендами, в том числе и Ryobi . Но свою славу катушка заслужила именно в тот период, когда выпускалась на Таиландскмом заводе Ken Craft international inc.
KenCraft Excia 2000
KenCraft Excia 2000
Удилища Ken Craft также были очень популярны, но уже среди японских рыболовов. Дело в том, что японский рынок насыщен элитными удилищами отечественного производства, и что бы успешно торговать корейско–китайскими снастями, надо либо обладать рекламными возможностями Shimano и Daiwa, либо торговать по бросовым ценам. Ken Craft, несмотря на высочайшее качество своих спиннингов, смогла сохранить цены на свою продукцию на среднем уровне. Соотношение цена/качество и привлекало японских рыболовов. Действительно, если была возможность приобрести удилище, сопоставимое по качеству, с made in Japan от Shimano или Daiwa, по цене в полтора-два раза ниже, то это не могло не привлекать.
Удилище Ken craft
Удилище Ken craft
В ноябре 2008 года компании Johshuya и WEIHAI RYOBI INT’L достигли договоренности о том, что последней было разрешено производить, продавать и управлять «RYOBI fishing tackle products» по всему миру (за исключением Японии). После этого Ryobi приобрела независимость. Китайским производителям (Привет Мингу из Weihai fishing tackle) продали лицензию на производство, после чего там было налажено производство дериватов Эксий. Так появились сначала Эксии с деревянными кнобами, а затем всякие Trabucco XENOS, Byron Alice, Team Dragon FD930 и т.д.
К сожалению, производство удилищ Ken Craft в Южной Корее было свёрнуто, а катушки знаменитого производителя, выпускаются в Китае под другими торговыми марками.
Отличительной особенностью катушек Кен Крафт являлась надпись на шпуле KENCraft Excia.
Надпись на шпуле - Kencraft
Надпись на шпуле — KENCraft
За свой короткий период деятельности, компания успела наладить выпуск мультипликаторных катушек, нахлыстовых удилищ и катушек, воблёров, блёсен и т.п.
Блёсны KEN craft
Блёсны KEN craft
Колебалки Kencraft
Колебалки Kencraft
Воблер Kencraft
Воблер Kencraft
В начале двухтысячных подобные преобразования в производственном бизнесе сказались на цене катушек Ryobi Excia — она снизилась в несколько раз, что сделало катушку широко доступной на нашем рынке и потому очень популярной. В то время аналогов за подобную цену не мог предложить никто. Это был уже не Кен Крафт, но ещё и не китайский дериват. В общем, цена была низкой, а качество всё ещё оставалось на достаточно высоком уровне. Наверное, именно поэтому мои катушки, купленные в 2004 и в 2005 годах работают и по сей день, при том, что такой плотной и нещадной эксплуатации не знала ни одна другая моя катушка. И так длительного периода эксплуатации, как Эксия, не смог выдержать больше ни один аппарат.
У меня в руках спиннинг с Эксией
У меня в руках спиннинг с Эксией
Появление в арсенале первой катушки Ryobi Excia позволило мне освоить и микроджиг и твичинг и многие другие приёмы спиннинговой ловли, которые не позволяли мне освоить в полной мере мои предыдущие катушки, и которые я применяю до сих пор. После КСБХ-8, Эксия стала второй наиболее важной вехой в моём рыболовном развитии. И превзойти эти два события по значимости вряд-ли будет под силу какой-либо новой снасти, какой бы революционностью она не обладала. И я даже не знаю — почему этот обзор не появился раньше, учитывая значимость этой катушки.
Профиль намотки тонкого шнура
Профиль намотки тонкого шнура
Механизм Ryobi Excia прост, но эффективен. Поговаривают — что при разработке катушки использовались некоторые технические решения катушек Daiwa.
Детали механизма
Детали механизма
Бесконечный винт способствует качественной перекрёстной намотке — проблем со сбросом петель, при ловле шнурами, у меня никогда не возникало.
Колесо главной пары
Колесо главной пары
Диаметр ведушего колеса (шестерни) главной пары — 28,5 мм; ширина зубчатого венца — 3,25 мм; ширина зуба — 2,5 мм: высота зуба — 2 мм; кол-во зубьев — 34.

Механизм фиксации штока с кареткой при движении гениально прост — направляющие с корпусом составляют единое целое. Эти рельсы-выступы просто отлиты вместе с половинками корпуса и зафиксированы намертво, в отличие от направляющих в виде отдельных стержней круглого сечения в современных катушках, которые как только не фиксируют — и смазками, и шайбами, и подшипниками. А потом ещё сколько споров — лучше два или один. 🙂

Механизм катушки
Механизм катушки
Бегунок расположен наклонно по отношению к плоскости ведущего колеса, из-за скоса крышки, создающего эффект узкого корпуса. Дизайнеры с конструкторами очень хорошо подумали об эстетике.
Корпус катушки выполнен из алюминиевого сплава и защищён внутри оксидным покрытием.
Главная пара и опорные подшипники
Главная пара и опорные подшипники
Ведомая шестерня латунная — семи-заходная. На ее хвостовике ведомой находится пластмассовая втулка. Головной шарикоподшипник на валу шестерни имеет размеры 7х14х4, установлен в обойме, прикрывающей сверху колодец, в котором находится обгонная муфта.
Передаточное число заявлено как 1:4,8, но если быть точным то 34:7=4,86 — получается делением количества зубьев на ведущем колесе на количество заходов на ведомой шестерне.
От ведомой шестерни главной передачи через пластмассовую паразитную шестерню приводится в движение кулачковый вал, который называют бесконечным винтом или червяком. Он выполнен из алюминиевого сплава. На «бесконечнике» стоят шарикоподшипники 4х7х2,5.

Стопор обратного хода мгновенный — выполнен на основе обгонной муфты, которая расположена в хорошо защищенном от грязи колодце.

Обгонная муфта
Обгонная муфта

Флажок выключателя стопора обратного хода находится на корпусе сзади, что очень удобно, но немного утяжеляет и усложняет конструкцию. Аналогичное расположение рычажка было у Шиманок и Дайв ещё в 2000-х годах. Дайва отошла от подобной конструкции позже.

Шток шпули диаметром 4,5 мм, с мелкой резьбой, выполнен из нержавеющей стали, напоминает штоки катушек Shimano. Под шпулей на штоке стоит звездочка с мелкими зубчиками, создающими треск при вращении шпули, по сути при работе фрикциона во время рыбалки.

Шток с кареткой
Шток с кареткой

За торможение ротора при открытой дужке и за сброс дужки отвечает одно и то же пластмассовое кольцо, с которым соприкасается толкатель.

Толкатель
Толкатель

Ротор катушки довольно тяжелый, отлит из алюминиевого сплава, но при этом неплохо сбалансирован.

Узел ролика лесоукладывателя очень надёжно прикрыт огромным алюминиевым набалдашником, который защищает ролик от ударов и грязи. Такая конструкция имеет излишний  запас прочности, присущий более тяжелым и даже морским моделям катушек.

Узел ролика лесоукладывателя
Узел ролика лесоукладывателя

Тем не менее, грязь под ролик попадает и со временем может «запеть» подшипник, поэтому его качество очень важно для работы этого узла. В принципе, это единственный недостаток, который может проявится в начальном периоде эксплуатации катушки. Остальные узлы работают безотказно годами. Сам ролик лесоукладывателя латунный, с покрытием из нитрида титана, вращается на одном шарикоподшипнике (4х7х2,5). Подшипники точно такого же размера установлены в кнобе рукояти. Поэтому, даже вдали от цивилизации, проблему с загрязнённым «поющим» подшипником в ролике можно оперативно решить, переставив подшипники в ролик из кноба.

Форма ролика
Форма ролика

Канавка на ролике имеет не симметричную форму, поэтому правильность установки ролика нужной стороной имеет критическое значение. При правильной установке леска ложится на скошенную часть канавки, что препятствует закручиванию. При установке неправильной стороной возможен сброс петель из-за закручивания лески.

Из-за установки некачественных подшипников в узел ролика, что приводило к его остановке и дальнейшему пропиливанию ролика, который переставал вращаться приобрели популярность ролики, выточенные из титана. На фото ниже представлена как раз неправильная установка ролика — не той стороной, что могло приводить к сбросу петель.

Ролик из титана
Ролик из титана

Механизм фиксации и сброса дужки обычный, с пружиной сжатия и проволочным толкателем.

Шпуля катушки выполнена из алюминиевого сплава, имеет насадной бортик, покрытый нитридом титана. Формой напоминает дайвовские шпули ABS с обратным конусом, но на самом деле леска укладывается здесь на цилиндрическую поверхность, конус в данном случае присутствует только на юбке. Задавать профиль укладки прямой или обратный конус можно подкладкой или убиранием пластиковых шайб на ось под шпулей. Шпуля катушки неперфорированная, толстостенная и довольно тяжелая. Диаметр переднего бортика шпули составляет — 48 мм, что соответствует Шимановскому размеру 3000. На юбке имеется зажим — клипса для лески.

В комплект обоих моих Экий входила запасная шпуля.

Фрикционный тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех войлочных, диаметром 22,8 мм.

Пакет фрикциона
Пакет фрикциона

Ручка регулировки тормоза с гайкой и пружиной довольно удобная, снабжена защитной манжетой.

Гайка фрикциона с манжетой
Гайка фрикциона с манжетой

После 2009 года некоторые пользователи стали жаловаться на то, что гайка регулировки тормоза находится слишком высоко и под неё иногда попадает леска, поэтому был придуман небольшой тюнинг: http://spinning.kharkov.ua/starspin/statii/ryobi_tuning.php. У меня подобных проблем не возникало.

Кноб ручки катушки вращается на двух подшипниках, которые отлично защищены от грязи, поэтому в любой момент эти подшипники готовы к тому, чтобы переехать в ролик, при его загрязнении. Хотя, как показывает практика, при установке в ролик качественного закрытого подшипника о проблемах с узлом забываешь навсегда.

Харьковский спиннинг - начало
Харьковский спиннинг
Обе мои катушки успели побывать и на тяжелых фидерах и поучаствовать в ловле на твичинг тяжелыми воблерами минноу и видели джиговые груза за унцию, но до сих пор остаются в работе и всегда выполняют роль дежурной универсальной катушки.
Катушки Excia на фидерах
Катушки Excia на фидерах

Сочетание мощности, лёгкости, плавности хода, изящного дизайна, отличной работы со шнурами, надёжности, простоты обслуживания, богатой комплектации и невысокой цены заметно выделяли Ryobi Excia на фоне выпускавшихся в начале 2000-х годов конкурентов и делали катушку невероятно привлекательной.

2 thoughts on “Ryobi (KEN Craft) Excia — полный обзор

  1. Уведомление: Banax Si750

Comments are closed.