Катушки Excia изначально выпускались японским концерном KEN Craft. Для многих спиннингистов Эксия стала знаковой катушкой. Как спиннингист со стажем, который наблюдал за всеми революционными изменениями в развитии рыболовных снастей и методов ловли, происходившими в нулевых годах, я просто не вправе обойти вниманием Ryobi (KEN Craft) Excia. Тем более, что она сыграла существенную роль в моём увлечении ловлей на спиннинг и стала событием, не менее знаковым, чем появление в моём арсенале первой безынерционной катушки КСБХ-8: http://spinning.kharkov.ua/snasti/ksbh-8-reel/

В начале 2000-х годов моё внимание привлекали две катушки — дорогущая Дайвовская Зэтка и не менее недоступная KEN Craft Excia, выпускавшаяся тогда промышленным концерном Kenkraft.

Немного предыстории…
Изначально, KEN Craft занималась изготовлением одежды для рыбаков и высококлассных удилищ специально для японского рынка. Фабрика по роизводству удилищ Ken Craft располагалась в Южной Корее, топовые модели изготавливались в Японии. Своего катушечного производства в девяностые у KEN Craft не было и катушки для неё разрабатывались и производились компанией Ryobi (Tournament D Spiker, IXORNE, Mgnous EX), основанной гораздо раньше — ещё в 1943 году.
К сожалению, производство удилищ Ken Craft в Южной Корее было свёрнуто, а катушки знаменитого производителя, выпускаются в Китае под другими торговыми марками.
Механизм фиксации штока с кареткой при движении гениально прост — направляющие с корпусом составляют единое целое. Эти рельсы-выступы просто отлиты вместе с половинками корпуса и зафиксированы намертво, в отличие от направляющих в виде отдельных стержней круглого сечения в современных катушках, которые как только не фиксируют — и смазками, и шайбами, и подшипниками. А потом ещё сколько споров — лучше два или один. 🙂

Стопор обратного хода мгновенный — выполнен на основе обгонной муфты, которая расположена в хорошо защищенном от грязи колодце.

Флажок выключателя стопора обратного хода находится на корпусе сзади, что очень удобно, но немного утяжеляет и усложняет конструкцию. Аналогичное расположение рычажка было у Шиманок и Дайв ещё в 2000-х годах. Дайва отошла от подобной конструкции позже.
Шток шпули диаметром 4,5 мм, с мелкой резьбой, выполнен из нержавеющей стали, напоминает штоки катушек Shimano. Под шпулей на штоке стоит звездочка с мелкими зубчиками, создающими треск при вращении шпули, по сути при работе фрикциона во время рыбалки.

За торможение ротора при открытой дужке и за сброс дужки отвечает одно и то же пластмассовое кольцо, с которым соприкасается толкатель.

Ротор катушки довольно тяжелый, отлит из алюминиевого сплава, но при этом неплохо сбалансирован.
Узел ролика лесоукладывателя очень надёжно прикрыт огромным алюминиевым набалдашником, который защищает ролик от ударов и грязи. Такая конструкция имеет излишний запас прочности, присущий более тяжелым и даже морским моделям катушек.

Тем не менее, грязь под ролик попадает и со временем может «запеть» подшипник, поэтому его качество очень важно для работы этого узла. В принципе, это единственный недостаток, который может проявится в начальном периоде эксплуатации катушки. Остальные узлы работают безотказно годами. Сам ролик лесоукладывателя латунный, с покрытием из нитрида титана, вращается на одном шарикоподшипнике (4х7х2,5). Подшипники точно такого же размера установлены в кнобе рукояти. Поэтому, даже вдали от цивилизации, проблему с загрязнённым «поющим» подшипником в ролике можно оперативно решить, переставив подшипники в ролик из кноба.

Канавка на ролике имеет не симметричную форму, поэтому правильность установки ролика нужной стороной имеет критическое значение. При правильной установке леска ложится на скошенную часть канавки, что препятствует закручиванию. При установке неправильной стороной возможен сброс петель из-за закручивания лески.
Из-за установки некачественных подшипников в узел ролика, что приводило к его остановке и дальнейшему пропиливанию ролика, который переставал вращаться приобрели популярность ролики, выточенные из титана. На фото ниже представлена как раз неправильная установка ролика — не той стороной, что могло приводить к сбросу петель.

Механизм фиксации и сброса дужки обычный, с пружиной сжатия и проволочным толкателем.
Шпуля катушки выполнена из алюминиевого сплава, имеет насадной бортик, покрытый нитридом титана. Формой напоминает дайвовские шпули ABS с обратным конусом, но на самом деле леска укладывается здесь на цилиндрическую поверхность, конус в данном случае присутствует только на юбке. Задавать профиль укладки прямой или обратный конус можно подкладкой или убиранием пластиковых шайб на ось под шпулей. Шпуля катушки неперфорированная, толстостенная и довольно тяжелая. Диаметр переднего бортика шпули составляет — 48 мм, что соответствует Шимановскому размеру 3000. На юбке имеется зажим — клипса для лески.
В комплект обоих моих Экий входила запасная шпуля.
Фрикционный тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех войлочных, диаметром 22,8 мм.

Ручка регулировки тормоза с гайкой и пружиной довольно удобная, снабжена защитной манжетой.

После 2009 года некоторые пользователи стали жаловаться на то, что гайка регулировки тормоза находится слишком высоко и под неё иногда попадает леска, поэтому был придуман небольшой тюнинг: http://spinning.kharkov.ua/starspin/statii/ryobi_tuning.php. У меня подобных проблем не возникало.
Кноб ручки катушки вращается на двух подшипниках, которые отлично защищены от грязи, поэтому в любой момент эти подшипники готовы к тому, чтобы переехать в ролик, при его загрязнении. Хотя, как показывает практика, при установке в ролик качественного закрытого подшипника о проблемах с узлом забываешь навсегда.


Сочетание мощности, лёгкости, плавности хода, изящного дизайна, отличной работы со шнурами, надёжности, простоты обслуживания, богатой комплектации и невысокой цены заметно выделяли Ryobi Excia на фоне выпускавшихся в начале 2000-х годов конкурентов и делали катушку невероятно привлекательной.
2 thoughts on “Ryobi (KEN Craft) Excia — полный обзор”
Comments are closed.