Shimano Vanford C3000
Компания Shimano в 2020 году на смену Stradic CI4+ 16 года выпустила новую лёгкую катушку под названием Vanford, корпус которой сделан целиком из композитного углепластикового материала.
Вес модели С3000 получился всего 180 граммов, катушка хорошо сбалансирована и установленной на спиннинг ощущается очень лёгкой. Vanford имеет самый лёгкий старт и ход среди троицы, о которой пойдёт речь в обзоре.
Начну со сравнение нескольких катушек Shimano со схожими характеристиками в размерах С3000.
Так как многие детали у Vanford и Stradic FL (19) идентичны, то буду показывать именно отличия компонентов.
Ручка Vanford теперь цельная и не складывается в отличии от Stradic CI4+ (16), её длинна осталась не изменой, в размере С3000 имеет длину 50мм, в Stradic FL длина ручки 55мм как в простом, так и в скоростном варианте. Кноб у Vanford вращается на двух подшипниках, в Страдиках установлено по одному подшипнику и втулке. Vanford насчитывает 7 подшипников, в Страдики 6, дополнительный подшипник установлен в кноб.
На втором фото ручки Stradic FL и Vanford в размере С3000.
На третьем фото ручки Stradic CI4+ и Stradic FL в том же размере С3000.
Шпуля у Vanford алюминиевая, лёгкая, как и у Страдиков не имеет насадного бортика, диаметр 48мм.
Имеет фрикционный пакет из шести облегчённых шайб, три из которых карбоновые, одна пластиковая и две алюминиевые. В Stradic FL такие же карбоновые шайбы, но в место пластиковой и алюминиевых более тяжёлые стальные. В Stradic FL и Vanford в размерах С3000 и выше шайбы карбоновые, а в размерах 2500 и менее, фетровые.
Если в уловах часто попадается крупная рыба, то лучше выбирать модели катушек с карбоновыми фрикционными шайбами, так как фетровые быстро изнашиваются при рывках крупных рыб. Как то зацепившейся за мою приманку крупный толстолоб, вымотав с ходу 50 метров шнура сжёг тормоз на катушке с фетровыми шайбами. Но есть и недостатки в карбоновом тормозе, нет возможности точно его отрегулировать, с фетровыми шайбами можно очень точно регулировать момент страгивания шпули.
Ролик лесоукладывателя у Vanford такой же как и у Stradic FL, разборной с возможностью установки двух подшипников 4*7*2,5мм. Отличаются только винтики, у Ванфорда алюминиевый, а у Страдика стальной.
Подшпульные узлы у Vanford и Stradic FL одинаковые, с возможностью замены втулки на подшипник 7*11*3мм.
Гайки ротора отличаются, сверху от Stradic FL, внизу от Vanford.
Юбки роторов разные, с лева серебристая от Stradic FL, тёмная от Vanford.
Ротор Vanford из углепластика, очень лёгкий. Такой ротор почти не создаёт инерции при вращении катушки, благодаря этому существенно возрастает чувствительность катушки, появляется возможность работать с более лёгкими весами оснасток.
Корпус Vanford из того же материала что и ротор, это углепластик, достаточно жёсткий и очень лёгкий.
Из похожего материала был сделан корпус Stradic CI4+ , но у Vanford отливка пластиковых частей заметно выше уровнем, у пластикового Страдика были не точности литья и облои, так же есть различия в фиксации подшипника.
На первом фото корпус Vanford, на втором Stradic CI4+ 16 года.
Обгонная муфта Vanford такая же как и у Stradic FL, имеет защиту от влаги.
Механика редуктора и хода штока у Stradic FL и Vanford очень похожи, почти во всём идентичны. Из отличий у Vanford направляющая каретки из алюминиевого сплава, у Страдиков стальная.
Механика Vanford С3000 с передаточным числом 5.3/1.
Механика Stradic FL С3000 с передаточным числом 6.4/1.
Корпуса Stradic FL и Vanford.
Страдик 19 года имеет гибридный корпус левая половинка которого из алюминиевого сплава, а часть в которой находится редуктор из пластика XT7, такого же как и в роторе.
Привод штока микромодульный, второго поколения, шестерни пластиковые. Отличия есть в одной из паразитной шестерни только в моделях с разным передаточным числом. Бесконечник вращается на двух втулках которые можно заменить на подшипники 2*5*2,5 и 3*6*2,5мм.
На этих фото представлены шестерни главного привода, такие шестерни устанавливаются на катушки Stradic FL и Vanford. Обратите внимание на различие между передаточным числом. Слева на фото ведущая шестерня с высоким числом 6.4/1, с права на фото со стандартным числом 5.3*1.
Хотя размер шестерен и одинаковый 30мм, но величина зубьев сильно отличается, в модели с экстра высоким передаточным отношением самые крупные зубья и это сделано не просто так. Во всех современных катушках Шимано, механизмы сконструированы и подобраны таким образом, что бы выдерживали в не зависимости от передаточного числа одинаково сопоставимые нагрузки, то есть изнашиваться скоростная модель 6.4/1 не будет быстрее чем со стандартным передаточным числом 5.3/1. Нагрузки эти катушки держат одинаковые. Пятно контакта ша шестернях в скоростной модели увеличено, так как эти шестерни должны выдерживать большую нагрузку, прилагаемую рыболовом на ручку. Конечно, из за того что в скоростных моделях ротор вращается на оборот больше чем в стандартных, то первый старт ручки катушки будет требовать большего усилия прилагаемого рыболовом, от сюда и шестерни сделаны так, что бы переварить эту возросшую нагрузку и это видно по размеру зубьев на шестернях ГП.
Ведомые шестерни в разных передаточных числах тоже сильно отличаются. Восьми заходная с числом 5.3/1, пяти заходная с числом 6.4/1. Я много ловил Страдиком со сверх скоростным передаточным отношением и могу заявить, что эта катушка такая же выносливая и тяговитая как и со стандартной передаткой.
А вот механика Stradic CI4+ 16 года существенно отличается от более новых моделей.
На первом фото сверху Stradic FL С3000 с передаточным числом 5.3/1, такая же механика стоит и в Vanford 2500/С3000 с таким же передаточным числом, нижняя на фото Stradic CI4+ С3000 16 года с передаточным числом 5/1.
У Страдика 16 года микромодуль первого поколения, эти шестерни были более шумные в работе и не давали ощущения очень ровного хода как сейчас на более новых Страдик 19 и Ванфорд. Размер ведущей шестерни в Страдик 16 меньше чем в Ванфорд, 28мм против 30мм, ширина зубьев у Страдик 19/Ванфорд - 4мм против 2,5 у Страдик 16.
Я пользовался всеми тремя катушками, даже четырьмя, если учитывать Страдики 19 года с двумя разными передатками, есть наработки и чёткие ощущения как работают данные катушки.
Stradic CI4+ 16 года уже снят с производства, но даже не по этому его уже не стоит рассматривать для приобретения, просто он отстал технологически от более свежих моделей и не даёт тех ощущений от работы с ним, катушка лёгкая но по лугкости хода не дотягивает до Ванфорд.
Как для каких задач лучше подходит Stradic FL, а для каких Vanford, постараюсь ответить на этот вопрос.
Stradic FL хоть и имеет туже механику, но сильно отличается материалом и конструкцией корпусов и роторов. Более тяжёлый и инерционный ротор при вращении сглаживает микро колебания, различные постукивания в работе механизмов, работа катушки плавная с более "мокрым" ходом. Стартует Stradic FL существенно и очень заметно тяжелее чем Vanford, Страдик хорошо подходит для равномерных проводок, инерционность ротора даже помогает при проводке блёсен. Несомненным плюсом является и то, что корпус и ротор Stradic FL жёстче чем у Vanford. Особенно заметна разница в жёсткости роторов этих катушек при сдавливании, ротор Stradic FL в два с половиной раза жёстче чем у Stradic CI4+ 16 и почти в двое жёстче чем у нового Vanford. Разница в жёсткости роторов делает и направленность катушек разной. Stradic FL лучше работает в силовых вариантах, это вываживание крупных рыб, ударные нагрузки при твичинге воблеров, скоростные модели хорошо подходят для джига на дальних дистанциях где рабочий участок не большой и на самом выбросе, а потом следует долгое выматывание оснастки.
Vanford это катушка позволяющая чётко контролировать работу приманки. Лёгкая катушка практически не имеет инерции ротора, передаёт всё что происходит с приманкой, но так же и не глушит собственные шумы от работы механики, поэтому в сравнении со Stradic FL ощущается более шумной и с "сухим" ходом, но при этом старт и вращение катушки очень лёгкие и плавные, получается намного более чётче контролировать маленькие приманки с лёгким грузами.
С Vanford С3000 мне было комфортно работать именно с джигом, с рваными проводками в которых частые остановки и старты, с лёгкими оснастками, идеальные веса грузов для неё считаю от 4 грамм до 12 с возможностью работать с 4" приманками типа Свинг импакт. Более крупные и тяжёлые монтажи механизмы катушки способны переварить, но уж слишком много шума от приманки приходит на корпус катушки, как то не очень ощущения.
Stradic FL С3000 лучше работает с грузами от 6 грамм и до 16 + 4" фет. Отлично работает с воблерами и различными "вибрирующими" блёснами.
У меня не получается отдать предпочтение какой то одной катушке из этих двух, слишком они дают разные ощущения и по разному работают, для лайтового джига точно отдам предпочтение Vanford, а для воблеров, блеснения и джига в медиум тесте лучше будет Stradic FL.