Ледобуры. Русский коловорот против шведского шнека.
На последних страницах большинство постов и вопросов посвящены российским моделям и – отзывы в основном положительные. Но так же немало сообщений и выраженно хвалебных по шведским моделям, которые сводятся к одному – только шведская Мора и никак иначе.
А теперь аргументы и доводы в пользу российского производителя, на примере новинки этого года – ледобура марки «NERO»
Эта марка не так известна как «барнаульские» модели, которые постоянно упоминаются в нашем форуме, но как показала практика, они ничем им не уступают, а в чём-то даже превосходят. В этом году немало лунок просверлено именно буром «Неро» на 150 мм диаметром, то в качестве примера отечественного ледобура, рассмотрим именно эту модель.
Техническая информация и характеристики:
Диаметр: 150 мм (диаметр лунки 155 мм)
Макс. толщина льда: 1,1 м.
Длина шнека: 45 см.
Длина при транспортировке: 88 см.
Длина в рабочем положении: 1,6 м.
Вес: 2,7 кг.
Комплектуется полукруглыми ножами. Вращение ледобура левое (против часовой стрелки), верхняя рукоятка ледобура смещена относительно оси ледобура на 130 мм, а нижняя на 150 мм, что удобнее и позволяет затрачивать меньше усилий. При складывании в транспортном положении рукоятка и шнек имеют одинаковую длину, поэтому ледобур удобен при транспортировке. К достоинствам можно отнести возможность использования всех видов ножей для отечественных ледобуров, что уже является немалым плюсом в сравнении с теми же шведами. Дополнительно установленные в ручки втулки из полипропилена, обеспечивают их длительный срок службы и легкость вращения при сверлении. Ледобуры Nero изготавливаются трёх размеров: 130, 140 и 150 мм.
Сразу для сравнения приведу краткие характеристики шведской Моры «Expert»:
Диаметр: 150 мм
Макс. толщина льда: 0,95 м.
Длина шнека: 63 см.
Длина при транспортировке: 75 см.
Длина в рабочем положении: 1,5 м.
Вес: 3 кг.
Как видим «Неро», по главным пунктам, превосходит шведа такой же классической модификации. Вес меньше почти на 300 грамм, при том, что рабочая длина больше на 10 см. Кстати вес такого же диаметра «барнульского» ледобура так же почти 3 кг, а когда я сравнил его со своим старым «Викингом», я просто ахнул – насколько ощутима разница. Глубина сверления тоже больше и довольно заметно, хотя надо признать, что шведа можно и наростить, но и его вес тогда тоже возрастает, что опять же ему в минус. Транспортировочная длина больше на 5 см, но это лично для меня совершенно не важно.
Что в итоге получается по этому сравнению? Швед, при своей цене в 3 раза (!!!) больше, ничем не лучше нашего «Неро». Во как… Окей, а что мы имеем в эксплуатации? Может быть он сверлит в три раза легче и быстрее? J НЕТ. Не буду вдаваться в тонкости тестирования-сравнения шведа и Неро, но даже без всякой регулировки (что когда-то считалось обязательным в русских ледобурах) «Неро» сверлит морозный лёд ничем не хуже подобной шведской модификации «Mora Spiralen». И если эта разница и существует, её никто почти не ощутил и многие кто пробовал их сравнивать согласны. Это конечно касается именно морозного, колкого льда, но и вязкий весенний лёд «Неро» будет сверлить опять же не хуже чем даже «полусферические» шведские модели, только надо будет под ножи подложить небольшие регулировочные подкладочки, изготовление которых занимает времени всего полчаса.
Тут следует упомянуть, что Неро заявляет свои ножи как «сферические», что не совсем правильно, хотя опять же смотря с какой стороны посмотреть. Они всё таки скорее «полукруглые», но это не значит, что это какие-то простые ножи и сверлят они хуже. Например, шведы до сих пор торгуют моделями с прямыми ножами и разница с «полусферическими» слишком заметна. Она конечно есть, но не настолько выражена, что бы переплачивать за ножи в 4 (!!!), а то и больше, раза, чем за наши модификации. Естественно кто-то скажет, что платим мы так же и за стойкость ножей на остроту, но могу сказать, что «посадить» шведа в грязном льду так же просто как и любой наш ледобур. А когда это произойдёт два или три раза за месяц, любой призадумается насколько дешевле наши ножи. Многие например, никогда не рискнут сверлить шведом на меляке,можно воткнутся в грунт , а вот «Неро» без проблем – в ящике валяется про запас 2 комплекта ножей по 140 р. за штуку
Но даже если подходить с технической стороны, можно сказать, что сталь тех же ножей «Неро» не намного хуже Мора. Пусть это поверхностный «тест», но сразу попробовав ножи «Неро» надфилем на оценку его закалки можно сказать, что это далеко не «сыромятина». Фирма о них заявляет следующее: «Для изготовления ножей NERO используется сталь 65Г (4 мм) с термообработкой и закалкой 52…57 ед.(HR Cэ) и специальной заточкой угла режущей кромки, что обеспечивает быстрое бурение льда при минимальных физических нагрузках». Многим эти цифры ни о чём не говорят, но можно сравнить жёсткость стали ножей после заточки полусферических Мора. Главное же заключается в том, что любой более-менее рукастый рыбак, может поправить и даже полностью заточить отечественные ножи прямо на рыбалке. Короче, какая бы сталь не была у Неро, но сверлит он отлично, а остальное всё тонкости.
Далее можно рассмотреть надёжность и качество исполнения. Ручки «Неро» конечно попроще чем у шведов. Они изготовлены из холодного пластика, а у шведов они резиновые. Приятный на ощупь материал – это конечно хорошо, но на мой взгляд намного важнее их долговечность. А современное устройство ручек российских ледобуров уже намного качественнее, чем это было в пору первых «ленинградских шнеков». И состав пластмассы позволяет уже без опаски пользоваться ими даже в сильный мороз, а вращение свободное и без заеданий, чему так же способоствуют втулки из полипропилена вставленые в ручки. В итоге опять же существенного отличия от шведов я не вижу. Российские рукоятки по работоспособности им ничем не уступают.
Так же немаловажный узел - замок. Возможно «Неро» просто скопировала устройство, так как оно ничем не отличается от шведского варианта «Spiralen» и «Expert», но это нам совершенно не важно. Главное - замок теперь лишён старых погрешностей наших буров, когда он разбалтывался через полсезона эксплуатации. Прижимающая фиксирующая скоба в этом варианте отсутствует, а надёжность соединения достигается за счёт фигурных выступов. Гайка так же большого размера, с крупными «барашками» и сидит на мощном болте. Так же предусмотрена реглировка зазора соединения с помощью подтяжки гаек на осях замка.
Что ещё у нас есть в ледобуре… Шнек. Это винтовой конвеер, основное предназначение которого, транспортировать ледяную крошку из лунки в процессе сверления. Чем лучше шнек отводит этот «шлак», тем более легко сверлить. Особенно это выражено при сверлении мокрого льда, когда снежная крошка может полностью заблокировать ледобур, спресовавшись в лунке. От устройства шнека зависит сколько раз вам придётся вытаскивать ледобур, очищая лунку от льда, тем самым потеряв время и израсходовав лишние силы.
В нашем случае шнек несколько коротковат, в сравнении со шведами, но опять же разницы при сверлении я почти не ощущаю и даже возник вопрос – а нужен ли в наших средних климатических условиях вообще длинный шнек? Может есть возможность его ещё укоротить? Зачем нам лишний вес? Единственно, что ограничивает этот размер – центровка в лунке при сверлении. При слишком короткой длине, ледобур будет «гулять» при сверлении толстого льда. Что конечно не очень хорошо. Шаг винта у всех моделей почти одинаков – это компромисс между количеством витков, а значит производительностью шнека и его общей длиной, то есть его весом. По сути для классических моделей возможен только один, средний, универсальный вариант и все модели ему соответствуют.
Ну вот пожалуй и всё устройство. Далее можно немного остановиться на регулировке ножей, что важно не только для российских ледобуров. В старые добрые времена «ленинградских коловоротов», ножи отечественных моделей однозначно требовали регулировки соответственно состоянию льда. Сейчас с этим дело обстоит несравненно проще, так как ножи имеют разнообразную хитрую форму, которая способствует их универсальности относительно состояния льда. Но тем не менее, этот фактор очень важный и заключается он в следующем: чем более вязкий лёд (влажный), тем меньше должен быть угол атаки ножа. А при морозном, колком льде, угол можно увеличивать на довольно приличную величину, почти не ощущая увеличения нагрузки. А заводской, «универсальный» угол атаки по сути не является лучшим – он все во лишь компромисс, средний, и надо сказать, посредственный вариант. А что бы ваш ледобур сверлил с максимальной отдачей, то надо не забывать о его регулировке под себя, то есть под личную, конкретную силу. Один рыбак, под 150 килограмм весом, сможет с лёгкостью крутить максимально настроенный бур, а человек в годах этот же ледобур даже провернуть не сможет. Значит регулировка почти обязательна.
Как это сделать? Это довольно простая и недолгая операция, непосредственно перед рыбалкой. Заключается она в установке регулировочных подкладок под ножи, соответственно существующему на данный момент состоянию льда, что занимает времени всего несколько минут. По большому счёту такие подкладки должны изготавливаться производителем данного ледобура, но так как этого не делается (почему?) и в комплекте они отсутствуют, то их изготовлением приходиться заниматься самостоятельно. Это разовая операция, но она требует особого подхода. Суть такова – нужно сделать подкладки определённой толщины под переднюю часть ножей и под заднюю (или один тип, если это возможно – универсальный). В первом случае угол атаки ножей увеличится и он станет сверлить эффективнее (для морозного льда), а во втором угол уменьшится – это для мокрого, вязкого льда, где без регулировки ледобур «зарывается» и просто клинит во льду. Толщина подкладок подбирается экспериментальным путём, а выглядят они обычно как медные или латунные полоски, обрезанные под форму ножа.
В итоге можно сказать, что правильно настроенный российский ледобур по эффективности сверления почти не уступает классическому шведскому. Это мнение. сверливших рыбаков, разной комплекции и опыта. В итоге мнение было почти единодушным – заметной разницы в качестве сверления нет, а если она и есть, то просто не стоит той разницы в цене – в 3-4 раза. Конечно «Mora» - это пристижно и в последней модификации «Nova System» даже красиво, но реально этот ледобур почти ни в чём не уступает.
Конкуренция, в виде шведских ледобуров, заставила наших технологов тоже пошевеливаться. На сегодняшний день возросло и общее качество и появились достойные конструкции подобные «NERO». Может быть передовые модели Мора («Nova System») и выглядят очень «крутыми», но поверьте, действительно полезных продвижений в последние года у них почти не происходило, зато цена возрастала в пропорциональной зависимости от количества нововведений типа «оригинальных чехлов на ножи» или «композитной головы с регулирующими выступами». Всё это не более как чистой воды маркетинг и возможность поднять цену на продуцию.
А современный российский ледобур – это небольшой вес, который зачастую даже меньше чем у аналогов шведских или финских производителей; жёская конструкция, благодаря простому и надёжному замку сочленения; острые и прочные ножи, изготоволенные из специальной стали с особой термообработкой и закалкой и самая доступная цена. За цену одного шведского «Эксперта», "среднего" по цене среди Мора, можно купить целых три отечественных «NERO»! Есть над чем задуматься…
Данная тема составлена по материалам с российских сайтов.
Представлена для обсуждения форумчан
.