Не секрет, что фрикционный тормоз Daiwa ATD для многих рыболовов работает непривычно. Он рассчитан на резкие рывки и только в этом случае активно стравливает леску. При плавной нагрузке шпуля практически не вращается и не сдаёт леску. То есть в разных случаях фрикционный тормоз работает по-разному. Поэтому его бывает тяжело настроить. Кроме того, настройка фрикционного тормоза довольно грубая. Даже для катушек лёгкого класса Daiwa LT в размере 2500 весом 170-180 грамм, усилие фрикционного тормоза составляет колоссальные 10 кг, а регулируется тормоз всего парой оборотов.
Но все эти недостатки легко исправить — настроив фрикционный тормоз на усилие в 2-3 кг, а регулировку увеличив до 10 полуоборотов. Делается это в домашних условиях.
За торможение шпули отвечает фрикционный пакет, состоящий из набора металлических шайб и фетровых дисков. Как и в автомобилестроении — чем меньше площадь тормозных дисков, тем меньше сила торможения. Уменьшить площадь тормозных дисков можно путём уменьшения количества шайб и дисков в «бутерброде» фрикционного пакета.
Также можно уменьшить площадь самих дисков, изготовив их самостоятельно из фетровых листов, которые продаются в детских наборах для апликации.
При этом важно сохранить порядок расположения фрикционного пакета — снизу весь пакет должен опираться на фетровый диск, а сверху должна быть металлическая шайба, на которую будет давить гайка фрикционного тормоза при закручивании.
Важно также — чтобы толщина всего пакета, при удалении из него дисков и шайб, осталась неизменной. Для этого нужно фетровые диски поставить толще штатных — их большая толщина будет компенсировать уменьшение толщины всего пакета, кроме того — такие диски будут сильнее сжиматься, что приведёт к увеличению числа оборотов регулировки фрикционного тормоза. Таким образом, мы получим фрикционный тормоз на меньшее усилие с большей точностью регулировки. Например не на 10 кг, с регулировкой в пару оборотов, а всего на 3 кг с регулировкой в 5 оборотов гайки фрикциона.
Толстый фетр можно купить в магазинах тканей, либо на место одного толстого диска можно поставить несколько тонких, вырезанных из детского набора для аппликации.
При изменении площади самих тормозных дисков (их можно сделать тоньше) важно — чтобы внешний диаметр диска оставался неизменным, так диск будет надёжно зафиксирован в пакете, не будет сбиваться и сминаться. То есть площадь фетрового диска можно уменьшить только увеличивая диаметр внутреннего отверстия.
Для того, чтобы фрикцион срабатывал даже при плавных потяжках, а не только при резких рывках, нужно всего-лишь заменить фрикционную смазку. Для того, чтобы фрикцион работал максимально плавно, я применяю даже не смазку, а жидкое масло.
Для исправления работы фрикционного тормоза Daiwa ATD в бюджетных катушках, у которых ни в шпуле, ни в подшпульном узле нет подшипников необходимо убрать нижнюю пару «фетровый диск/металлическая шайба». В итоге у нас останется два фетровых диска и две металлических шайбы, из которых в процессе торможения будет участвовать только один диск и одна шайба.
Для понимания работы модернизированного фрикционного тормоза — рассмотрим фотографию (для увеличения нужно нажать на изображение):
В качестве примера произведём модернизацию фрикционного тормоза безынерционной катушки Daiwa Freams LT 3000 (У катушек Daiwa Fuego LT всё будет аналогично).
Нижний (красный) диск не участвует в процессе торможения, так как металлическая шайба над ним с ушами-фиксаторами. По сути этот диск служит только для опоры и не добавляет тормозного усилия. Фактически в торможении участвует только верхний алюминиевый диск и оранжевая толстая шайба над ним — такой минималистичный пакет фрикциона на небольшое усилие присущ finesse-катушкам.
Кстати, толстую оранжевую шайбу лучше переместить в самый низ, в качестве опоры, которая будет служить просто демпфером. А красный, более тонкий диск, переместить под самую верхнюю алюминиевую шайбу — более тонкий диск будет стабильнее под нагрузками при вращении — фрикцион получится более надёжным и долговечным.
Так как нижний диск не крутится, то вместо одного диска из толстого фетра можно поставить несколько тонких, но тогда они будут меньше сжиматься — это уменьшит число оборотов гайки фрикциона от нулевого до полного затягивания.
Фрикцион получился длинным и на небольшое усилие, чего я и добивался. По сути получилось избавиться от основного недостатка подавляющего большинства катушек LT — грубого фрикционного тормоза Daiwa ATD с непредсказуемой работой.
Решение по исправлению работы фрикционного тормоза ATD и для более продвинутых катушек Daiwa, на базе Баллистика, у которых в шпуле и подшпульном узле шайба или подшипник может быть альтернативным.
Во время работы фрикциона шток не вращается, вокруг него вращается шпуля. Чтобы оставить в работе один фетровый диск, исключив из работы остальные два, нужно убрать шайбу с ушами-фиксаторами, которая вращается вместе со шпулей, тормозя своё движение об ниже- и выше-лежащие фетровые диски.
Один фетровый диск тоже убираем, «бутерброд» фрикционного тормоза должен начинаться с фетрового диска и заканчиваться металлической шайбой, при рассмотрении снизу-вверх.
Поскольку у нас остаются две металлические шайбы с прямоугольными вырезами в центре под шток, то вращаться они будут синхронно, таким образом фетровый диск между ними будет служить только опорой и не будет участвовать в торможении. Здесь, по аналогии с предыдущим опытом, нужно поставить диск из толстого фетра толщиной порядка 5 мм (на фото — оранжевый), чтобы толщина этого диска компенсировала отсутствующие элементы фрикциона, а также играла роль своеобразного демпфера при затягивании фрикциона.
Нижний фетровый диск остаётся в работе, я его оставил штатным. Хотя можно было ещё уменьшить величину торможения, поставив вместо него диск меньшей площади (на фото — синие диски).
Таким образом, на катушке Daiwa Silver Creek LT 2500 удалось уменьшить величину тормозного усилия с заявленных 10 кг в несколько раз. У меня от начала схватывания до полной затяжки получается 8 полуоборотов гайки фрикциона. При этом на минимальные усилия фрикцион регулируется очень плавно, в конце тормозное усилие увеличивается по экспоненте — то есть грубоватой настройка получается в самом конце, когда фрикцион затягивается на максимальное тормозное усилие.
Благодаря тому, что я применяю для смазки дисков и шайб не фрикционную смазку а жидкое масло, для начала работы фрикционного тормоза не требуется приложение резкого усилия, он начинает работать и при плавной потяжке, очень предсказуемо. Как покажет себя жидкое масло при долговременной работе — покажет время. Старт вращения шпули можно ещё больше облегчить, заменив втулки в шпуле и подшпульном узле на подшипники.
Вместо толстого оранжевого диска можно положить несколько тонких, но тогда сжиматься они будут хуже, поэтому число оборотов до полной затяжки снизиться, как и плавность регулировки.