Увидел на сайте Фиона супер бюджетное решение крепления датчика эхолота к лодке:
КОЧЕРГА ДЛЯ НАДУВНУШКИ
Крепим датчик эхолота к гребной лодке
Являясь сторонником простых решений, с креплением датчика эхолота к лодке решил не торопиться. Покупные держатели имели антинародный бюджет. Вариант с т-образной стальной штангой требовал слесарно-сварочных работ. Баклажку и скотч отмел из-за конструктивной пошлости. Так я придумал кочергу. Пара дней на обдумывание и двадцать минут на реализацию – и все работает. Не болтается, не отрывается и правильно рисует дно. Цена вопроса – 116 рублей.
Чего надо:
Метровый прут с резьбой М6 – 25 р
Шесть гаек М6 – 9 р.
Три гайки-барашка 12 р.
Леерная шайба – 30 р.
Палец поршня скутера – 40 р.
Клей и сноровка
Якорь я привык таскать слева – датчик эхолота решил устанавливать по противоположному борту. Чтоб был под рукой и не мешал грести, наметил место левее левой леерной шайбы. Взял шайбу, приложил к борту, обвел маркером, зачистил обе поверхности крупным наждаком и смазал «Моментом» (фото 2).
Пока подсыхал клей, зажал прут в тиски (его легко купить в любом магазине «Крепеж»). А чтобы не повредить резьбу заранее накрутил на него три гайки. Первая оказалась сантиметрах в десяти от края, вторая – сантиметрах в восьми, третья – на краю. Вот вторую и третью гайки и зажал в губки тисков. А в третью наметил бить молотком. Аккуратно надавливая на длинный конец прута, несколько раз стукнул молотком в «ударную» гайку.
Задача: согнуть прут под углом сорок пять градусов. Сильнее не выйдет: прут просто ломается из-за резьбы, проверено. Для того, чтобы угол достиг необходимых 90 градусов, процедуру повторяем, накручивая гайки с другого конца прута. «Ударная» гайка смещается всего на пару сантиметров в сторону, две других служат для закрепления прута в тисках. Еще несколько ударов – прут согнут буквой «г».
Не торопитесь скручивать гайки, они еще пригодятся. Ведь примерно в 25 сантиметрах ниже кочергу снова придется гнуть. Угол тот же. Но на этот раз плечо должно быть ориентировано иначе. Если взглянуть на дело с точки зрения тригонометрии, выйдет, что три плеча изделия ориентированы в пространстве как оси ХY и Z. Хотя проще посмотреть на фото 3.
Пара минут работы ножовкой – и мы имеем кочергу с двумя короткими (7 см) плечами на штанге длиной сантиметров двадцать пять. Ударные гайки скрутить не получится: эстетам вновь придется взяться за ножовку
Тем временем время клеить шайбу. Кстати, этой процедуры легко избежать, если вам не нужен левый леер. Мне он нужен, дело привычки: к нему удобно цеплять кукан. А зимой важно, когда все удобно. Ленивым остается срезать леер и загнать кочергу в одну из освободившихся леерных шайб.
Мы свою приклеим. Но предварительно запрессуем в нее кусок стальной трубки. Очень рекомендую палец скутерного поршня: он придает конструкции требуемую жесткость, датчик не раскачивается под водой при гребле и строго ориентирован по вертикали. Кочерга в нем не болтается по горизонтали, а ее резьба не режет резину шайбы. Запрессовывается железка просто, стоит лишь взять пассатижи побольше.
Осталось взять пять-шесть пластиковых хомутиков (11р./100 шт.) да три барашка – и конструкция готова. Прикручиваем датчик, прихватываем провод хомутами, срезаем хвосты (фото 3). Вставляем кочергу в леерную шайбу, фиксируем барашком. Размер ушек барашка не позволяют ему самопроизвольно раскручиваться на ходу (упираются в шайбу). Но и устанавливать датчик к лодке лучше когда она еще спущена.
Теперь сам эхолот. Для быстроты монтажа его пластиковую станину решил прикручивать к банке (лавке) резиновым жгутом с крючками (багажный жгут, 30 р. в автомагазине). Он же помог в вопросе размещения аккумулятора. Саму батарею уложил в мягкий кофр для катушек (90 р.), и застегнул молнию. Ручка сумочки–кофра (фото 4) прихватывается к лавке снизу тем же самым жгутом.
Итого: эхолот сверху лавки, АКБ – снизу, причем дна лодки не достает (не мокнет). Три оборота жгута, сверху за станину, снизу – за ручку кофра, и цепляем крючки за края банки. Все держится крепко, не мешается, не елозит и занимает мало места.
Сумка-чехол размером побольше поможет спрятать провода.
Датчик имеет два положения. Верхнее, транспортное – помогает преодолевать мели (фото 5). Опустил руку в воду, поднял датчик за кочергу. Масса датчика и обводы баллона надежно фиксируют его вверху. Рабочее же положение значительно ниже ватерлинии, что важно при качке (фото).
Это все. Удачи. Рад, если помог.
Александр, Курск 17.02.2011