Хочу рассказать о довольно интересной катушке, которую я недавно приобрёл. Речь пойдёт о Cormoran Chronos XD 8PiF 2000.
На одном сайте я прочитал обзор посвящённый Chronos XD и меня привлекла конструктивная особенность механизма примененного в ней. Это цельнометаллическая катушка, корпус, крышка и ротор выполнены из алюминиевого сплава. Крепкий металлический корпус сведёт к минимуму смещение шестерён при нагрузках, а металлический ротор не будет подвержен перекосу.
Ручка металлическая, состоящая из двух жёстко закреплённых вместе половин (рычага и резьбовой части), конструкция не разбирается при транспортировке. Кноб на этой модели не разборной, пластмассовый, Т-образный. Кноб не установлен на шарикоподшипники и имеет небольшие продольный и поперечный люфты. Длина плеча 55мм.
Резьба двунаправленная, есть возможность установить ручку, как на левую, так и на правую сторону катушки. Ручка навинчивается непосредственно на вал ведущей шестерни, такая конструкция крепления полностью убирает все люфты в этом узле.
Дужка и ролик лесоукладывателя изготовлены из алюминиевого сплава, ролик покрыт жёлтым, по всей видимости декоративным напылением.
Ролик собран на втулке.
Втулку в ролике лесоукладывателя можно поменять на шарикоподшипник аналогичного размера.
Под шпульный механизм собран с довольно крупным шарикоподшипником.
Хорошим дополнением стало установка шарикоподшипника и в гайку крепления ротора, садится этот подшипник на втулку, которая удерживает шток шпули. Шток с втулкой вращается в этом подшипнике.
В комплекте присутствует две одинаковые шпули, различия лишь в покраске. Шпули имеют скошенный бортик. Диаметр бортика шпуль 43мм. Лесоёмкость 2000 размера 150м моно лески 0,25мм. Фрикционный пакет в катушке размером 1500/2000 реализован на одном графитовом диске. На одну шпулю я намотал шнур Berkley FireLine FEEDER 0,12 (чёрный), на вторую Kosadaka Infinity 0,06 (оранжевый). Как видно в катушке этой размерности намотка не в лучшем виде. Катушка мотает со слегка обратным конусом, но имеется существенный провал в средней части шпули, на шпуле с оранжевым шнуром это хорошо видно. Есть решение этого вопроса. Нужно в начале подмотки в ручную намотать часть подмоточной лески в середине шпули высотой около 1,5мм и поверх наматывать катушкой остальную подмоточную леску и шнур, тогда получается лучше. По отзывам обладателей такой катушки в размере 2500, этой проблемы не наблюдается и намотка идёт ровным обратным конусом. Шаг намотки витков широкий, проблем с врезанием шнура между витками быть не должно.
Гайка шпули имеет резиновый пыльник. Вкручивается в шпулю глубоко, шнур за неё цепляться не будет.
В роторе установлен механизм подтормаживания при открытии дужки, но изначально он не функционирует, так как нет резинки на корпусе под ротором, но эту резинку можно приклеить самостоятельно.
Механизм в катушке этой серии достаточно мощный для использования тяжёлого джига, воблеров среднего размера, а также возможно применение в лёгком фидере. Весь внутренний механизм внушает доверие. В катушке присутствует семь шарикоподшипников и можно легко установить восьмой в ролик лесоукладывателя. Все подшипники довольно хорошие, закрытого типа, я не заметил в них излишних люфтов или каких либо заеданий.
Очень хорошая ведущая шестерня из алюминия, имеет диаметр 31,7мм и 36 зубов. Ширина венчика зубов главной шестерни 3,3мм. Смонтирована она на стольном валу, также на этом валу выточена стальная шестерня вращающая паразитку. Диаметр этой шестерни 10,3мм, ширина венчика зубьев 2мм. Главная шестерня опирается на два шарикоподшипника.
Ведомая шестерня выполнена из жёлтого сплава, семи заходная, ширина венчика 11мм, диаметр задней части 6мм, передней 7мм. Спереди опирается на шарикоподшипник, сзади на втулку. Передаточное соотношение 5,14. Шток имеет диаметр 4,5мм, выполнен из стали и покрыт защитным износостойким покрытием.
Паразитка, на которой ходит каретка, имеет диаметр 18,4мм, ширина венчика зубьев 2мм. Установлена она на шарикоподшипнике. Под паразиткой имеется резиновая прокладка убирающая шумы при вращении. В паразитку встроен цилиндр из жёлтого металла имеющий резиновое кольцо, это кольцо убирает стук каретки при вращении.
Обгонная муфта располагается под головным подшипником в шахте корпуса.
Муфта простой особо не привередливой к качеству смазки конструкции состоящей из алюминиевой обоймы и шести стальных роликов удерживаемых пластмассовыми пружинами.
Каретка дополнительно опирается на рельс сделанный в корпусе и крышке. Ходит по рельсу на одном шарикоподшипнике закрытого типа и ролике с резиновым кольцом. Такая конструкция призвана убрать шумы от движения каретки, а так же удерживать каретку и шток от смещения.
В опоре ведомой шестерне установлено две втулки, в одной вращается сама шестерня, во второй ходит шток шпули, так же шток ходит и во втулке спереди шестерни. Эта втулка установлена под подшипником в гайке крепления ротора. Благодаря этим втулкам шток не контактирует с внутренней поверхностью ведомой шестерни, уменьшая при этом трение.
Смазка в катушке присутствовала в достаточном количестве, но я решил заново перемазать все узлы.
Катушка оставляет хорошее впечатление, имеет лёгкий ход и полное отсутствие посторонних щелчков и стуков. На заводе этот экземпляр был достаточно хорошо настроен и это видно о количестве тончайших регулировочных шайб. Не было люфтов и заеданий в главной паре, работа тихая, без каких либо рокотов. Был небольшой избыточный зазор между задней опорой и ведомой шестернёй, который я устранил путём добавления регулировочной шайбы между головным подшипником и цилиндром муфты.
Вообще многое в конструкции механизма схожее с конструкцией дайвы сертейт производимой до 2010 года. Очень мощный механизм как для катушки в размере 2000, катушка этой же серии только в размере 2500/3000 имеет такую же главную и ведомую шестерни, а так же аналогичного размера подшипники и диаметр штока, отличаются механизмом лесоукладки. Мне понравилась работа катушки, с мощным механизмом, с жёстким металлическим корпусом и ротором и при этом с плавной тихой работай. Вес 2000 модели 275 грамм.
Я подбирал катушку способную быть на равных или лучше Риоби Эксия 2000 и это удалось. Катушка работает плавней и тише, немного легче Эксии и имеет мощный механизм, превосходящий по мощности механизм Эксии. Но есть и минусы. Во первых, лучше приобретать немногим более дорогую модель CORMORAN BLACK STAR Z 10PiF, так как в этой катушке установлен хороший разборной кноб на двух шарикоподшипниках, исключающий люфт в этой части ручки и во вторых размер 2500/3000, так как профиль намотки шнура в этом размере очень хороший, гораздо лучше чем в 1500/2000 размерах из за более продуманного механизма лесоукладки.
Качество сборки уступает Эксии, уступает не в настройках, а в покраске. Краска слабая и боится царапин, так же в корпусе присутствует металлическая стружка оставшаяся после обработки. Ещё один минус это ролик лесоукладывателя, так как он изначально собран на втулке, но его можно очень легко заменить на подшипник.
Я считаю, что катушка достойная внимания и может применяться в работе с упористыми воблерами размером выше среднего. BLACK STAR Z 10PiF 2500 будет хорошей катушкой к твичёвому спиннингу для воблеров таких как Рудра и подобных 130-тых.